Сегодня выходной – а это повод не грузить вас историей, а рассказать об историческом кино
Открыл для себя фильм Романа Полански 2019 года «Офицер и шпион», посвящённый самому громкому в истории Франции процессу – делу Дрейфуса. Оно раскололо элиту страны и ввергло его в состояние острого гражданского противостояния на целое десятилетие. Фильм, разумеется, вышел либеральным и антиюдофобским (а чего вы ещё ждали?), но, по крайней мере, без вымыслов и в целом достаточно точно передаёт суть тех событий, если смотреть на них взглядом дрейфусара.
В писанной левыми и либералами французской истории закрепилось представление о деле Дрейфуса, как о тесте для интеллигенции «на вшивость». Мол, если ты не вписался за оклеветанного и несправедливого осуждённого майора (к тому же еврея!), как это сделал Эмиль Золя и десятки других выдающихся деятелей культуры, то ты твердолобый антисемит, реакционер и враг всего самого светлого и прогрессивного.
Однако тут есть один щекотливый момент. Дрейфус-то, быть может, и невиновен, но это не даёт вам, либералам и социалистам, повода поносить нашу армию, нашу Церковь и наше государство. А дрейфусары воспользовались представившимся им шансом по полной (хотя до очередной французской революции дело на сей раз не дошло).
Знаменитый публицист, стоявший у истоков Action française, Шарль Моррас, писал в те годы: «Если Дрейфус вдруг окажется невиновным, его надо сделать маршалом Франции, но расстрелять дюжину его главных защитников за тройное зло, которые они причинили Франции, Миру и Разуму». Авторитету наиважнейших институтов был нанесен серьезнейший удар. И справедливости ради стоит подчеркнуть, что причастны к этому не только те, кто решил воспользоваться делом Дрейфуса, чтобы громко высказаться или построить политическую карьеру, но и те, кто был причастен к фальсификации документов и избегал непредвзятого расследования, оказывая тем самым своей стране медвежью услугу.
В целом, французское мещанско-буржуазные переживания по поводу одного несправедливо осуждённого (и даже не на смерть!) русскому сложно понять: наш страшный XX век принёс на алтарь прогресса сотни тысяч пострадавших и убитых по сфабрикованным и политически ангажированным процессам. И в этих наших залихватском размахе и непомерных масштабах кроется подлинное горе: сложность увидеть конкретные поломанные человеческие судьбы, а не голые цифры, пусть и поражающие воображение.
>>Click here to continue<<
