В четверг побывал на премьерном показе фильма «Мумия» (в главной роли труп Владимира Ульянова-Ленина). Всю неделю в сети стоит вой и зубовный скрежет красных блогеров, гневно осуждающих фильм, который они не видели – сейчас пока идут закрытые показы, куда красных блогеров, понятное дело, никто не звал.
Фабула фильма проста: мумию пора по-человечески похоронить. Реакция красных тоже проста: хоронить нельзя, руки прочь от нашей мумии. Причины такой реакции нуждаются в прояснении, всё-таки СССР, наскоро скроенный Лениным из плоти убитой России, давно похоронен самими же верными ленинцами, и труп Ленина в мавзолее говорит вовсе не о том, что красная идея жива, а о том, что она мертва, как и её зачинатель.
Пару недель назад известный инвестиционный блогер Андрей Мовчан решил побыть философом и написал в фейсбуке о своём видении различий между правыми и левыми идеями. И он там пишет, что «левые живут в мире этики», в их «сознании правильный поступок важнее правильного результата».
Инвестиционный блогер незамыленным взглядом увидел отблеск истины: не далее как три дня назад ТГ-канал @nonpartisan1 опубликовал текст под заголовком «Как марксизм стал моральной философией и умер», он пишет, что Маркс и Энгельс подчеркивали научность своего учения и вытекающую отсюда свободу от ценностей, а в политических спорах марксисты не использовали этические аргументы — они обращались к научной стороне марксизма.
По Марксу, есть два социальных процесса, которые приведут человечество к равенству на стадии коммунизма:
1. Подъем рабочего класса. Рабочие постоянно эксплуатируются буржуазией и находятся в неравном положении. Общество от них зависит, а буржуа забирает результаты их труда. Постепенно они начнут осознавать несправедливость ситуации и устроят революцию.
2. Развитие производительных сил. Маркс верил в бесконечный творческий потенциал человека. В какой-то момент производительность вырастет настолько, что настанет эпоха изобилия. Неравенство при коммунизме будет невозможным, потому что всем будет всего хватать.
Как отмечает философ Джеральд Коэн, оба предсказания так и не сбылись. В развитых капиталистических странах материальное благополучие наименее преуспевающих улучшилось, несмотря на сохранение или рост неравенства. А рабочий класс перестал существовать как единая, организованная структура.
Как быть марксисту в такой ситуации? Коэн предложил вновь вернуться к этике! Раз марксист не может утверждать, что равенство обязательно настанет, то он должен доказать всем, что общество, построенное на равенстве, — это идеал, к которому стоит стремиться. Коэн и его соратники начали создавать новую марксистскую этику.
Итак, научный коммунизм заменила коммунистическая этика, и произошло это не вчера, а еще в 70-х годах 20-го века.
Вернёмся к фильму про мумию. Через весь фильм авторы проводят главную мысль: культ тела Ленина – это не про научный коммунизм, это про обожествление тела. И что если уж мы говорим о нём на языке этики, на языке культа, то христианская этика требует тело похоронить. Этика – это уже половина пути к религии, но вот что, например, пишет левый публицист Олег Ясинский:
Этот киноопус не только и не столько против Ленина или за вынос его тела из Мавзолея, как пишут в некоторых аннотациях. Это удар изнутри по России, от имени заказной духовности власть имущих, по духовности настоящей, народной, неподдельной.
>>Click here to continue<<