«История сегодня — это поле боя»: сразу по многим последним новостям видно, как страны превращают прошлое в оружие.
Есть даже термин для этого — «вепонизация» истории. Вот и иранцы часто говорят про тысячелетнюю персидскую историю, и в Польше новый президент Кароль Навроцкий — не кто-нибудь, а некогда руководитель их Института национальной памяти. Изучил его биографию, там прямо интересно.
Он всю карьеру последовательно обелял польскую историю XX века. А там, как вы понимаете, есть что обелять. Навроцкий работал над списком поляков, репрессированных за помощь евреям (а не наоборот) во время Холокоста. Диссертацию писал про антикоммунистическое сопротивление, причём брал большое интервью у бывшего премьер-министра Ярослава Качиньского, который ещё в студенческих волнениях 1968 года участвовал. Поддерживал позитивный образ «проклятых солдат» — это такие герои польских правых времён Второй мировой с сомнительной репутацией, которые — вроде как — были против всех. И даже посчитал, сколько репараций полякам должны заплатить немцы (а именно — 1,3 трлн евро). Германия, кстати, считает вопрос с репарациями официально закрытым, так что на их отношения с новым президентом его позиция не может не повлиять.
Ну и цитата из заголовка принадлежит именно Навроцкому. В общем, этого всё больше, настоящее — туманно, а вот история становится сильным инструментом в спорах про то, что и кому сегодня должно принадлежать.
Так что, с одной стороны, удивительно, что западные политики удивляются «какому-то историку» во главе переговорной делегации РФ, с другой — не менее удивительно, что государство у нас рассчитывает на этом «поле боя» выехать только на Великой Отечественной войне. А только одним этим героическим периодом задачу не решишь — если все остальные периоды отодвинуты на второй план.
>>Click here to continue<<